Для начала немного теории.
"Сердце» дизеля" - топливный насос высокого давления (ТНВД). Если на дизелях грузовиков, тепловозов и теплоходов смазка топливной рейки и плунжерных пар ТНВД осуществляется моторным маслом, то в легковых авто роль смазки "сердца" выполняет само топливо. Поэтому "обсыхать" в дороге чревато: зазоры плунжерных пар измеряются в микронах, и лишившись смазки, ТНВД выходит из строя, заклинивает. Давление открытия форсунок варьируется на разных моделях дизелей от 150-ти до 300 кгс/кв.см (15-30 МПа). Разница в давлении открытия не должна превышать 3-х процентов. Чем точнее отрегулированы форсунки - тем ровнее работает двигатель, и тем меньше расход топлива. ТНВД, естественно, обязан даже при холостых оборотах двигателя выдавать большее давление. Излишки топлива, не попавшего в цилиндр, по трубопроводу отсечки (или обратки - кому как нравится) возвращаются в топливный бак при давлении, чуть большем, чем атмосферное. От топливного бака к ТНВД, через помпу подкачки и топливный фильтр, солярка идёт под давлением около 0,9-0,95 атмосферного (небольшой вакуум создаётся ТНВД).
Диагностика ТНВД
Переходим к диагностике (подразумеваем, что клапана, а также угол опережения зажигания отрегулированы правильно).
1. Двигатель заводится, но на холостых оборотах глохнет. Причина одна: подсос воздуха. Где искать? Только на участке от топливного бака до ТНВД. Подтёков топлива не будет, так как на этом участке (помните?) небольшое разрежение; чаще всего подсос воздуха обнаруживается в местах присоединения трубок к помпе и фильтру, медные или алюминиевые прокладки в этом случае будут чёрными. Ремонт - замена прокладок.
2. Двигатель не заводится. Как!? Ещё вчера всё крутилось, топлива полный бак... Причина одна: засорился топливный фильтр. Догадаетесь, что требуется сделать?
3. Резко повысился расход топлива. Причина одна: прохудилась одна из топливных трубок. Если это трубка высокого давления - только замена. Если низкого - можно отремонтировать при помощи куска резины и хомутика.
4. Положите пальцы на одну из трубок высокого давления. Чувствуете равномерные толчки? Это «артериальное» давление дизеля. На всех трубках толчки должны быть примерно равной силы. Если хотя бы на одной из них «пульс» слабее - пора регулировать форсунки. «Пульс» отсутствует совсем? Иглу форсунки заклинило в открытом или полуоткрытом положении. А если трубка при этом горячая - соответствующую ей форсунку заклинило в закрытом положении.
Топливная система — весьма капризный узел современного транспортного средства, долговечность которого во многом зависит от качества используемого горючего. На территории нашего государства сравнительно сложно найти хороший бензин или солярку, в состав которого входило бы минимум примесей, поэтому владельцы грузовых и легковых автомобилей вынуждены систематически проводить диагностику топливной аппаратуры.
Последствия загрязнения системы могут быть самыми неприятными, начиная необходимостью замены некоторых комплектующих и заканчивая капитальным ремонтом силового агрегата. Как часто нужен ремонт топливной аппаратуры? Дать однозначный ответ невозможно, поскольку все будет зависеть от характера эксплуатации транспортного средства и качества используемого горючего. Также огромное значение имеет тип используемых расходных материалов, в частности, моторное масло должно соответствовать конкретному силовому агрегату.
Капитальный ремонт топливной аппаратуры грузовых транспортных средств — задача сложная и ответственная, благо, если своевременно проводить плановое ТО, её можно надолго отсрочить. Мы бы рекомендовали профилактическую чистку топливной системы каждые 30-35 тысяч км пробега, а в некоторых случаях и каждые 20-25 тысяч км пробега. При такой периодичности можно использовать специальную автомобильную химию, которая посредством «прогонки» через систему полностью её очищает. Если пропустить несколько плановых чисток, специализированной химией можно не отделаться. В большинстве случаев механики посоветуют чистку ультразвуком, а в особенно запущенных случаях дополнительно еще и «химиотерапию». Чистка ультразвуком предполагает демонтаж топливной системы, её разбор на ключевые элементы, промывку и помещение в специальную ванну, где детали обрабатываются ультразвуком. Дороговизна такой услуги объясняется сложностью демонтажа топливного оборудования и трудоемкостью работ по его сбору/разбору.
|